ХРОНИКИ COVID-19

О деятельности Детской школы искусств села Хатассы в условиях пандемии

В условиях введения на территории Российской Федерации режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) большинство детских школ искусств с 6 апреля 2020 года обучение перенесли на дистанционный формат обучения

В практике реализации образовательных программ в детских школах искусств дистанционные технологии в должном качестве и в целях обеспечения учебного процесса никогда не применялись. Особой ценностью обучения в детской школе искусств, всегда считалось живое общение педагога и ученика как самая действенная «технология» освоения того или иного вида искусства. В связи с этим, каникулярное время с 18 марта по 12 апреля решили использовать, создавая и апробируя дистанционные формы взаимодействия преподавателей и учащихся. В детских школах искусств, все активнее применяются, а некоторыми школами – и самостоятельно разрабатываются - различные мультимедийные программы. Это и электронные версии учебных пособий, программы практикумы, тренажеры, хрестоматии, справочники, энциклопедии, аудио и видео библиотеки, которые также могут использоваться в дистанционных форматах взаимодействия педагога и ученика. В дальнейшем цифровизация детских школ искусств станет требованием времени, условием ее конкурентоспособности.

Платформой дистанционного обучения в нашей школе стали следующие формы дистанционной работы в формате online и offline (синхронное и асинхронное обучение):

преподаватель организует образовательную деятельность через индивидуальные или групповые консультации учащихся (посредством электронной почты или видеоконсультаций по ZOOM, через группы в социальных сетях, мессенджеры / чаты WhatsApp,Telegram), WhatsApp Web Google Meet, Google form, Google Jamboard, теоретические предметы проводятся по CLASSROOM. Образовательная деятельность проходит следующим образом: онлайн связь с обучающимися, также запись учащимися видео со своим исполнением, выполнение домашнего задания


объяснения и комментарии преподавателей к исполнению посредством вышеуказанных информационных ресурсов


запись видеоуроков преподавателями (упражнения, тренинги и т.д.)


видео и аудио файлы, рекомендуемые преподавателями к ознакомлению и изучению учащимися в рамках индивидуальных занятий по специальности, музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература), коллективного музицирования (хор, ансамбль, оркестр), другие формы работы. Контроль над выполнением домашнего задания осуществляет преподаватель по предмету в заранее оговоренной форме обратной связи


При реализации программ дополнительного образования в период использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий важно учитывать трудности и проблемы, выявленные ранее, на первом этапе пандемии. Дистанционное обучение в дополнительном образовании имеет свои характерные черты, которые несут в себе как положительные и отрицательные моменты

Положительные

Гибкость-обучающиеся в системе дистанционного обучения в offline режиме работают в удобное для них время

Отрицательные

Невозможность непосредственного контакта «Ученик - преподаватель». Занятия в онлайн режиме кардинально отличаются от традиционных форм обучения.

Например обучение через ZOOM, WhatsApp непродуктивно, т.к. трансляция часто «зависает», звук искажается, доходит с опозданием, что особенно мешает онлайн занятиям по дисциплине «Ансамбль». Обучение игре на инструментах – это очень непростой процесс, который включает в себя самую разнообразную работу с учеником, особенно если ученик начинает обучаться с нуля. Сюда относятся и обучение нотной грамоте, и развитие музыкального слуха, работа с психологическими зажимами и один из самых важных аспектов – работа с мышечным аппаратом. Эта проблема стоит не только у инструменталистов, но и по всем направлениям. При живом присутствии преподавателя все зажимы для него как на ладони. Можно подойти, показать наглядно правильное расположение рук, ног, позиций , поправить позы и т.д.

Технические трудности при переходе на дистанционное обучение возникли не только у обучающихся, но и у преподавателей. В первые дни в связи с загруженностью сети интернет, была очень плохая связь, что повлияло на качество обучения. Особенно трудно было родителям младших классов, где присутствие родителя была важной частью учебного процесса. Также одна из выявленных проблем это, сочетание детского учебного процесса одновременно с трудовой деятельностью родителя или нескольких учеников. Выход из данной ситуации, это обучение в дистанционной форме по различным платформам с личного телефона обучающегося. Здесь надо отметить огромную роль родителей в своевременном обеспечении детей телефонами, ноутбуками с выходом на интернет.

В дальнейшем обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в дополнительном образовании возможна только как дополнение к традиционному обучению или как альтернатива продолжения образовательного процесса и взаимодействия учеников и преподавателей во время актированных дней, карантина, с учащимися имеющими временные ограничения возможностей здоровья. Наличие живого общения учеников с преподавателем в школе – ключ успешности образовательного процесса.